ИНВЕРСИЯ

Автор блога: Юрий Ермолаев
Все рубрики (3)
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИКА
0
Возможности человеческого развития безграничны. Однако из-за отсутствия необходимой «среды» он «застревает» на той или иной ступени восхождения к «человеческому в человеке». Родители (мамы) весьма чувствительны к проблемам развития своих детей, однако им обычно недоступна грамотная методическая помощь. В первую очередь необходимо иметь общее представление о современной педагогике. http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7293.html

Становление человека – это его восхождение по ступеням развития: «младенчество», «детство», «отрочество», «юность», «зрелость». (Кавычки здесь указывают на то, что мы имеем дело с «психологическим возрастом», отличающимся от календарного). Задержка развития более всего заметна у подростков, «барахтающихся» в своей примитивной субкультуре. И не их в этом вина – с проблемой взросления юношей не справилась педагогика ХХ века, как не решила она задач развития в других возрастных группах.

Сегодня главным педагогическим «деятелем» становится родитель. Он берёт на себя полную ответственность за развитие своего ребёнка, требует оценивать родительство как квалифицированный труд. Родители «аттестуют» и отбирают специалистов, способных оказывать полезные «образовательные услуги» (рынок педуслуг). Они повышают свою родительскую компетентность, организуют развивающую среду для детей.

Родители, решившиеся на «домашнее образование», не зря опасаются того, что не могут наряду с воспитанием сами обучать, образовывать и развивать своего ребенка. Это нереально. Но что абсолютно необходимо, к чему надо стремиться – расширять круг отношений с окружающими ради развития ребёнка. «Анскулеры» объединяются, привлекают себе в помощь специалистов и управленцев.

Современная педагогика («педагогика-ХХI») утверждает, что с момента рождения человек сам себя развивает. Задача родителя – поддержать стремление ребёнка развиваться, грамотно организовать его взаимодействие с другими детьми и взрослыми участниками совместной педагогической деятельности – педагогом, мастером и учителем (четыре педагогические позиции). В.И.Слободчиков называет такой развивающий коллектив «со-бытийной детско-взрослой общностью», а М.А.Балабан – «парк-школой», состоящей из разновозрастных детско-юношеских студий.

Родитель помогает ребёнку адаптироваться в детско-взрослый коллектив, поддерживает его интерес к занятиям с мастером и учителем. Постепенно всё в большей степени ребёнок участвует в организации своей жизнедеятельности, а юноша принимает самостоятельные решения. Педагог координирует взаимодействия в коллективе, помогает родителю не упустить из виду главный вопрос – развитие ребёнка (молодого человека).

Родительская педагогика («педагогика-ХХI») не может быть «спущена властями сверху». Власти могут только созреть до поддержки инициатив снизу. Инициативы снизу возникают там, где участники педагогической деятельности (а это все, кто радеет за молодое поколение!) уясняют свои педагогические позиции и с пониманием дела организуют развивающиеся (и развивающие детей и друг друга) детско-взрослые общности.
КАКИМ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЮ (2)
+2
Пётр Щедровицкий (из интервью)
http://www.iarex.ru/interviews/32158.html :
Мы наблюдаем, как меняется запрос людей к системе образования, а, следовательно, меняется, и достаточно существенно, она сама… Главное, что образовательные учреждения больше не центр. Даже самое лучшее из них не может дать всю полноту образовательных возможностей. В любой школе программа усреднена… Как мы знаем, темп подъёма в гору определяется не первым, а последним. И темп обучения в классе, всегда будет идти по последнему. Поэтому выход на передний план индивидуальной образовательной программы, превращение человека в бенефициара образовательного процесса и есть та серьезнейшая революция, которая происходит на наших глазах. Причём, как на Западе, так и в России…

У нас люди гораздо более самостоятельные, в том числе вследствие кризиса государства в 90-е годы. Мы, в отличие от европейцев, например, понимаем, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и что на государство не всегда стоит надеяться. После развала Союза мы осознали, что всё в наших руках. И постановка технического задания на обучение детей тоже… Люди недовольны тем образованием, которое им дают. Они не хотят быть рабами корпораций, то есть получать от корпорации специализированное обучение, чтобы на неё же и работать. Ведь всё, что корпорации дают человеку, они хотят получить обратно в виде дополнительного дохода. А человек хочет вкладывать в себя… Если вы хотите учить людей делать будущее, вы должны погрузить их в среду, которая сама уже есть это будущее. «Подобное от подобного», как говорили средневековые алхимики. А все это невозможно сделать за «три копейки».

Меняется институциональное ядро образования - это самое главное, что происходит... Изменяется баланс между инвесторами. Если в 19 веке, доминировало государство, вкладывая в своих граждан, в 20 на передний план вышла корпорация, как работодатель и как бенефициар от качественной подготовки своих кадров, то в 21 веке основным инвестором становится уже сам человек. Он получает ключевой доход от правильно сделанных в себя вложений, включая правильное использование бюджетных и корпоративных денег... Человек – автор своей программы развития или программы развития для своих детей. Она может быть составлена на любой возраст. Сейчас семейное обучение растёт гораздо более быстрыми темпами, чем традиционные сферы подготовки и образования.

В Соединенных Штатах… три бюджета на образование: государственный, включая местные власти, корпоративный и бюджет домохозяйств. Государство вкладывает в достижение людьми некоторого среднего уровня, чтобы обеспечить общественную консолидацию и взаимопонимание - возможность существования общества, как системы связей между людьми. Ведь если люди друг друга не понимают, они не могут друг с другом взаимодействовать. Корпорации тратят на то, чтобы готовить и переподготавливать кадры для себя. Они хотят иметь более эффективного производителя. Хотя человек для них всегда, по большому счёту, лишь строительный материал их бизнеса. А ещё человек может сам потратить – на себя. Например, купить компьютерные учебные программы. И это никак не связано ни с бюджетом государства, ни с бюджетом корпораций. Так вот в США третий бюджет, личный, сегодня уже больше первых двух вместе взятых.
КАКИМ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЮ
0

продажа запчастей для строительной техники;широкоформатная интерьерная печать 1440 dpi

В это трудно поверить, но общеобразовательная школа завершает свой путь. Гигантская корпорация стала производить негодную «продукцию». Реформировать её невозможно. Так говорят заслуживающие доверия эксперты, например, Кен Робинсон и Питер Грэй.

«Школа-резервация» теряет доверие родителей. Наиболее решительные забирают детей, спасая от нудного классно-урочного регламента занятий, от конвейерного способа «вбивания» знаний, от казарменной муштры. Принудительной системе воспитания-образования объявлен приговор от лица родителей http://freeedu.livejournal.com/347046.html. Родители, «покидая школу навеки», возвращают себе то, что школа узурпировала, – ответственность за развитие детей http://freeedu.livejournal.com/348656.html.

Уклад семьи – это среда развития ребёнка.
Тон задают не родители, а, скорее, ребёнок. Он дисциплинирует взрослых. Родители, конечно, не «изобретают велосипед», а действуют в «поле развития», получая консультации специалистов, опираясь на традицию семьи, используя опыт других родителей. На каждой ступени развития для детей должна быть создана разновозрастная среда с развивающими инструментальными средствами http://ecce-homo-ru.livejournal.com/2402.html.